Сказал ибн Роджаб аль-Ханбали:
«Ты что, в земле разрушения продолжаешь строить? И заселять и осваивать, а ведь не для этого ты был создан! Дни не оставят тебе оправдания и ты был увещеван... но не ответил на увещевание.
В любой момент тебя могут позвать покидать этот мир... и будет объявлено, что теперь уже лишь твоя очередь! Услышишь ты зов, в тот момент, когда был беспечен к тем, кто призывал тебя... как будто ты не слышал их... и ты узнаешь, что впереди длинный путь, а ты был беспечен и не запас для него запасов.
Ты спишь, а тот кто подсчитывает твои оставшиеся дни, не дремлет... так как же дремлешь ты?! Недостатков у этого мира много, а в тебе заложена любовь к нему.
Твои дни проходят бесполезно в играх и развлечениях и если бы ты был разумным, то не играл бы! Ведь после смерти лишь два пути, либо огненный Ад для ослушников, либо же блаженство для того, кто подчинялся Аллаху.
Так не строй же ложных надежд и оставь мирское и совершай праведные дела в том времени, что тебе осталось. И первый кого я здесь порицаю – это я сам, ведь я сделал подобное тому, что сделал ты.
О моя душа, ты погружаешься в грехи, в то время как тебе уже 46 лет?! И я надеюсь, что мой возраст будет продлён, чтобы я увидел, как соберётся немного запаса для пути.
О молодость, её ветви пышно растут, а затем прошло чуть времени и ты уже седеешь. И ведь ты знаешь про это, так брось же путь невежества и остерегайся его... и ты знаешь про Глас Судного Дня, но не совершашь деяния!
О тот, кто собирает имущество, скажи мне, разве то, что ты собрал защитит тебя от смерти? О тот, кто жаждет власти, чтобы его слушали и исполняли твои приказы – ты устремился к власти и не беспокоишься, справедлив ты к людям или же тиранишь их? Разве ты не знаешь, что когда тебе была дана власть – тебя зарезали без ножа? Да и не сравнится твоя радость от получения власти с грустью когда ты услышишь, что тебя отстранили от неё!
И не откладывай, ведь время подобно мечу и если ты не используешь его, то потеряешь его. Ты видишь, как дни обращают в тлен всё зеленое и стирают то, что ты любил и чем был доволен.
И знай, что этот мир подобен сну и самое лучшее, что с тобой может случиться – это пробуждение. Так как же ты занят тем, что исчезнет и его преукрашениями и не можешь найти времени для сбора вечного?
Это лишь дунья, она если обрадует тебя однажды, то потом огорчит в два раза больше. Она обольщает тебя подобно миражу и ты идёшь к нему и не чувствуешь, что обманут.
Посмотри же, скольких твоих любимых она уже уничтожила! Как будто ты обезопашен от того, что с ними случилось! Ты хоронишь их, а затем возвращаешься довольным из-за наследства, которое ты получил. И забываешь про них, а ведь завтра ты исчезнешь, как будто тебя и не существовало, и не было. Ты разговариваешь про них, и говоришь: "Они были..." да, они были, а завтра про тебя, клянусь Аллахом, скажут: "Он был..."
Ты говоришь о них, а завтра будут говорить о тебе другие... так будь же праведным насколько можешь. Ведь человек после смерти – остаётся про него лишь воспоминание... так будь же таким, чтобы про тебя говорили хорошо, когда вспомнят.
Спроси у дней, про твоих дядь и тёть... хотя зачем спрашивать, ведь ты знаешь что с ними случилось. Разве ты не видишь их дома пустыми и не узнаёшь эти дома такими, какими они были!»
См. "Послание о чёрствости и смягчении сердец", стр. 8.